В ожидании Цесаревича

Беседа в студии «Берег России» с писателем Андреем Юрьевичем Хвалиным.

Андрей Хвалин и Владыка Вениамин

Владивосток и вся Россия отмечают в этом году 125-летие с того момента, когда 25 мая 1891 года Цесаревич Николай Александрович Романов, будущий Всероссийский император, совершая знаменитое Восточное путешествие, ступил на тихоокеанский берег России. Он посетил Владивосток, Южно-Уссурийский край и дальше двинулся в путь  через всю страну до Санкт-Петербурга.

Во Владивостоке он пробыл 11 дней. Здесь положил начало Великому Сибирскому пути – Транссибу. Будущий Государь заложил сухой док для ремонта кораблей в бухте Золотой Рог. Начал строительство железнодорожного вокзала. Посетил укрепления Владивостокской крепости, Общество изучения Амурского края, Морское собрание города Владивостока. Открыл памятник адмиралу Геннадию Ивановичу Невельскому. К прибытию Цесаревича во Владивостоке и Никольске-Уссурийском были выстроены Триумфальные арки, на берегу бухты Посьет — часовня из белого мрамора.

Весь поход Государя Наследника через Российскую Державу, совершаемый в ходе большого Восточного путешествия, вызывал тогда небывалый монархический подъем и вдохновение среди русского народа и всех народов, живших в то время на территории Российской империи. Цесаревича Николая Александровича Романова ждали как великое праздничное событие. В домах вывешивались портреты Царя Александра III и его путешествующего сына Цесаревича Николая. В городах, по которым должен был пройти Государь Наследник, строились триумфальные арки, готовились военные парады, встречи и выступления казачества, праздничные программы, обновлялся облик городов и деревень.

Россия, особенно Сибирь и Дальневосточная окраина, ликовали, приветствуя будущего Государя.

О знаменательном путешествии Цесаревича Николая Александровича Романова на Восток, о встрече будущего Государя в главном порту Российской империи на Тихом океане, а также о духовном и политическом значении визита Наследника Русского Престола в город Владивосток и Южно-Уссурийский край, своими мыслями поделился с информационно-просветительским порталом «Берег России»российский писатель и общественный деятель Андрей Юрьевич Хвалин.

Андрей Юрьевич Хвалин, родом из Южно-Уссурийского края, который сегодня именуется Приморским. В середине 1990-х Андрей Юрьевич работал пресс-секретарем владыки Вениамина, тогда архиепископа Владивостокского и Приморского, а сегодня митрополита. Одновременно по инициативе Хвалина во Владивостоке было создано Православное Братство Царя Великомученика Николая II. Во второй половине 1990-х годов Андрей Юрьевич по благословению владыки уезжает из Владивостока в Москву. Там продолжает заниматься литературным творчеством в русле царской тематики. Активно содействует развитию и укреплению в России Благотворительного фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны, возглавляет который Ольга Николаевна Куликовская-Романова, вдова Тихона Николаевича, племянника святого Царя Мученика Николая II.

Андрей Юрьевич – член Союза писателей России, является автором ряда фундаментальных работ и многочисленных статей, связанных с российской монархией и с политикой Российской империи на Дальнем Востоке. Вот лишь некоторые, наиболее крупные труды: «Восстановление монархии в России», «Государь и Дальняя России», «Прославление Царской семьи», «Пасха Императора», «Имперский архив».

Мы беседовали с Андреем Юрьевичем, когда в Москве еще разливались яркие лучи послеполуденного солнца, а во Владивостоке уже горели огни кораблей в ночном океанском заливе. Наш разговор состоялся, когда Цесаревич 125 лет назад еще совершал путешествие по Китаю, готовясь к отплытию в Японию и уже потом во Владивосток.

***

БР: Андрей Юрьевич, что это за событие – Восточное путешествие Цесаревича? Почему всем нам так важно знать и помнить об этом?

Андрей Хвалин: Это эпохальное было путешествие. Путешествие — паломничество. Главная цель – посещение святых мест, связанных с Христианством. Можно сказать, что это было посещение всего Русского мира, проникшего к тому времени почти на все континенты, ядро которого — Святая Русь.

Программа Восточного путешествия Цесаревича обсуждалась на совещаниях у Державного Отца — Императора Александра III несколько месяцев. Программа разрабатывалась с учетом обязательного поклонения святым местам. Первоначально было запланировано и посещение Святой Земли. Специально к этому событию была подготовлена к освящению церковь в Русском доме на Александровском подворье. Но по политическим причинам посещение Иерусалима Наследником Цесаревичем было отменено, что вызвало его крайнее разочарование.

И в Египте, Индии, Японии, в Китае и других странах он осматривает местные святыни, знакомится, как живут христианские миссионеры, русские общины.

БР: Были ведь и другие задачи и масштабные стратегические идеи, началом воплощения которых стало путешествие на Восток?

Андрей Хвалин: Конечно. Помимо основной, духовной, ставились и иные цели Восточного путешествия, а именно: образовательные — приобретение Цесаревичем опыта и знаний, необходимых для служения Царю и Отечеству. Ознакомление во время плавания: — на военно-морском судне с условиями военно-морской службы; — с государствами, которые Его Императорское Высочество еще не посещал. Показать военную мощь России, воплощенную в судах эскадры. Осмотр казачьих войск по пути следования по России, по званию Атамана. Изучение на месте важного вопроса о прокладке рельсового пути через Сибирь. А также совершение во Владивостоке по воле Государя Императора Александра Третьего закладки за счет казны Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути, вопрос о постройке которого был очень важен как для правительства, так и для общества. Рассматривалась и проблема заселения страны вглубь, как одна из основных задач первостепенной важности. И надо констатировать, что все поставленные задачи были блестяще решены, несмотря на трудности и непредвиденные обстоятельства.

И впервые было такое масштабное путешествие, впервые оно было так развернуто – Восток и Запад.

До этого внимание Государей все больше было обращено на Запад. Восток воспринимался как далекая окраина. И хотя начиная с Царя Иоанна Васильевича Грозного Россия начинает осваивать Сибирь и Дальний Восток, массовое заселение этих мест, строительство церквей, военной и гражданской инфраструктуры начинается с Императора Александра III. Российский двуглавый орел пристальнее вглядывается в восточные владения державы. Еще даже чиновники, русское общество не понимали перспектив «восточного направления», а император, чье сердце в руце Божией, направляет на Восток наследника, который ведет эскадру, закладывает Транссиб.

БР: Ведь за всю историю ни один наследник государственного престола в мире не совершал подобного?

Андрей Хвалин: Да, ничего подобного не было.

Представители Дома Романовых постоянно посещали Европу, что естественно. Некоторые члены Династии посещали и Восток. И в Японии, и на Дальнем Востоке, и во Владивостоке до Николая Александровича были другие Романовы, кроме, конечно, наследников престола и государей.

Восточное путешествие Наследника Цесаревича Всероссийского престола связало воедино и Европу, и Азию, и Россию. Двуглавый российский орел распростер свои крылья над всем миром. Ведь Русский Царь, Всероссийский Император, согласно учению Православной Церкви, является «удерживающим мировых сил зла», который не дает окончательно воцариться на земле «тайне беззакония» (Ср.: 2 Фес. 2: 3-8).

Путешествие Великого Князя Николая Александровича стало предприятием невиданного доселе размаха и значения. По своей обращенности оно было эмблематично российскому гербу. Будущий Всероссийский Самодержец обозревал иноземные запад и восток, а затем, пройдя всю Дальнюю Россию, Сибирь, центральную часть страны, возвратился в столицу Империи, откуда и начал свой путь. Только подготовка к нему заняла три года.

Маршрут Цесаревича пролегал через Варшаву, Вену, Триест, Грецию, Средиземное море, Египет, Красное море, Аден, Индийский океан, Индию, Цейлон, Сиам, Яву, Сингапур, Китай, Японию. И через всю Россию, начиная от Владивостока до Санкт-Петербурга. Всего Государь Наследник преодолел более пятидесяти тысяч верст, проведя в пути около года.

При внешней обращенности путешествия как к западной, в меньшей степени, так и восточной культурной традиции его основной, духовный смысл был един, направленный на воспитание будущего правителя России обоедесноручным, т.е. одинаково правым признавался путь Императорской России, как на европейский запад, так и на азиатский восток. И внешняя политика объявлялась равнозначной внутреннему движению русской цивилизации на восток «встречь солнцу». Употребив современные аллюзии, можно сказать, что Великий Князь Николай Александрович, будущий святой Царь-мученик, стоял у истоков православного Русского мира, чье сердце покоится в святорусских просторах, а украйные пределы обозначены купольными крестами на всех континентах земли.

БР: В России тогда был небывалый моральный подъем, вызванный ожиданием визита Цесаревича. Люди готовились к встрече не просто с будущим главой государства, они ждали Престолонаследника, будущего Самодержца и Помазанника Божьего. А как сам Цесаревич воспринимал свое путешествие, что переживал он в те дни?

Андрей Хвалин: Да, действительно, все прекрасно понимали, что приезжает наследник Белого русского царя. Как ждали и встречали Цесаревича, хорошо написано в книге Ухтомского «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая II». Однако читать работу князя Ухтомского, который состоял в свите Цесаревича, – это одно дело. И совсем другое – узнавать о путешествии из дневника Престолонаследника. Дневник пока полностью не опубликован. Мне посчастливилось работать с дневниками Цесаревича Николая Александровича, хранящимися в Романовском фонде Государственного архива Российской федерации, за что сердечно благодарю и.о. директора Госархива Л.А. Роговую, специалиста И.В. Утенкова, всех сотрудников, любезно помогавшим мне в исследованиях. Дневник Цесаревича о восточном путешествии включает в себя четыре тетради по 100 с лишним страниц.

Когда знаешь книгу Ухтомского и читаешь дневник Государя, возникает «объемная», если так можно выразиться, картина. Мне довелось познакомиться со многими документами, относящимися к разным периодам жизни святого мученика Царя Николая. «Восточный дневник» пишет молодой, двадцатидвухлетний мужчина: записи подробны, полны красочных деталей, у автора «острый глаз» и прекрасный стиль, полный эмоций и впечатлений по горячим следам. С годами, после восхождения на престол дневники Государя становятся лаконичнее, сдержаннее. Даже простое перечисление событий, дел, встреч говорит о колоссальной нагрузке, которая лежит на плечах Самодержца Всероссийского.

Читая «восточный дневник», нашел для себя ответы на многие вопросы, которые были не разрешимы по официальным источникам и открытым публикациям, когда, например, работал над книгами «Царская Семья и Дальняя Россия» (Владивосток, 1996) и «Государь и Дальняя Россия. Уроки церковно-самодержавной политики. Материалы к прославлению Царя-Великомученика Николая II Александровича и Его Августейшей Семьи» (М.- Владивосток, 1999), посвященными в том числе и посещению Владивостока Наследником Цесаревичем.

Почему, например, Цесаревич не сходил на берег, когда пришел в Нагасаки или во Владивосток? В первом случае, когда Великий Князь пришел в Нагасаки, он отложил торжественный прием. Объясняется это тем, что шла Страстная седмица. Поэтому официальные церемонии и торжества были отложены. И он находится на корабле. Он сходит на берег, знакомится с жизнью японцев, но инкогнито, как рядовой путешественник. В корабельном храме идут службы Страстной Седмицы, на которых обязательно молится Царский Сын, подавая пример своим спутникам. Их исповедует и причащает корабельный иеромонах.

В дневнике мы читаем сделанные рукою Наследника записи о том, как проходит Страстная седмица, Пасха, как христосуются. Всех этих важнейших для православного человека деталей, характеризующих будущего Императора, мы, естественно, не найдем в книге Ухтомского или в других работах.

Важнейшие моменты содержит дневник о покушении в Оцу. Например, в исторической литературе существует устойчивая мифологема о том, что принц Георгий Греческий отбил тростью повторный удар нападавшего. На самом деле это не совсем так: тростью он сбил с ног полицейского, бросившегося на Цесаревича. После первого удара Наследник выскочил на обратную сторону повозки. Хотя это не умаляет заслуги принца Георгия в сохранении жизни Наследника Цесаревича. Будучи уже Императором Николай II неоднократно подчеркивал в своих записях оказанную им неоценимую помощь, стремясь защитить родственника от лжесвидетельств вокруг его имени, циркулирующих в т.н. великосветских кругах.

БР: Удивительно, что тот полицейский в Оцу наносит удар саблей и никаких серьезных ранений.

Андрей Хвалин: Господь спас. Цесаревич быстро увидел и успел отшатнуться. Выручила прекрасная реакция и отменная физическая форма. Наследник выскочил на другую сторону повозки, в которой его везли джан-рикши.

В дневнике еще много интересных моментов. Когда сопровождал Ольгу Николаевну Куликовскую-Романову, вдову родного племянника Царя-страстотерпца Николая, в поездке по Японии, то мы посетили выставку об истории международных связей Японии в историческом музее г. Мито. Японский МИД предоставил на экспозицию подлинные документы, факты, договоры с такими огромными печатями, в том числе и русскими. Документы рассказывали не только о взаимоотношениях Японии с Россией, но с Америкой, Голландией, Германией. И в том числе там было несколько предметов, относящихся к покушению в Оцу: сабля, платок, которым перематывали голову Цесаревича после удара. Среди экспонатов была и залитая кровью подушка, на которой сидел Цесаревич.

Для японцев эти предметы имеют сакральный характер, и они почитаются как национальные святыни. Место в Оцу, где было совершено покушение, отмечено памятным знаком. Пора бы и нам, русским, поставить там памятный крест. Думаю, японцы не откажут. При всей демократичности, прогрессивности, технологичности у них трепетное отношение к русской монархии, святому Царю Николаю. С глубоким почтением и любовью они относятся и к своему ныне здравствующему императору.

БР: Государь Наследник записывал в своем дневнике, как переносит большие физические нагрузки в этом путешествии?

Андрей Хвалин: Совершая путешествие на корабле, в составе эскадры, Цесаревич не сидел праздно в каюте или на палубе, любуясь морскими видами. Наравне с другими офицерами фрегата «Память Азова» он несет службу! Он стоит вахты, он делит тяготы похода и отдых в кают-компании с товарищами-офицерами, он – офицер Русского Императорского Флота. На мачте корабля реет его личный вымпел и Андреевский военно-морской стяг. А как говорят русские моряки, там, где поднят Андреевский флаг, он не может быть спущен. Со времени «восточного путешествия» Наследника Цесаревича флаг святого апостола Андрея Первозванного запомнился во многих странах Ближнего востока и Азии. Следовательно, и влияние в них Императорской России резко возросло.

БР: Сейчас мы ведем нашу беседу примерно в то время, когда 125 лет назад Государь Наследник Николай Александрович Романов, подходил к Китаю. Сегодня Китай вызывает у нас особый интерес, особенно здесь на Востоке, в Приморье, где самый длинный участок государственной границы с этой страной. Китай стал одной из ведущих держав мира. А всего лишь сто двадцать пять лет назад Китай выглядел, конечно, не так внушительно как сегодня.

Могли ли предвидеть тогда наши государи, что произойдет такое мощное развитие Китая и начнется такое масштабное продвижение его во всем мире?

Андрей Хвалин: Они не только предвидели, они знали реальность. При том, что в общественном сознании возникла теория о «желтой опасности», русские Государи и правительство знали об истинном положении дел. Работал государственный аппарат, поступала информация с мест, готовились аналитические материалы. Есть любопытный доклад перед Великими князьями одного из братьев Меркуловых – Спиридона Дионисьевича, в последствие главы Приамурского Временного правительства, созвавшего Земский собор в 1922 году, который в свою очередь восстановил Династию Романовых на Всероссийском престоле. В начале ХХ века он ездил в Санкт-Петербург и сделал доклад о «китайском драконе». Потом доклад был издан в виде отдельной книги.

Да, в России никогда и не сомневались в потенциальной мощи Китая. Но Россия шла и шла – как говорил выдающийся миссионер Русской Церкви протоиерей Иоанн Восторгов – на восток, «в царство дракона» с Крестом и Евангелием… Вообще, цель существования православной русской цивилизации заключается в просвещении народов земли светом Христовым, светом истинной православной веры.

Десятилетия государственного атеизма в России наложили отпечаток и на внешнюю политику государства, в том числе и на взаимоотношения с Китаем. Сегодня, по словам министра иностранных дел России С. Лаврова, вырабатываются новые подходы к политике нашей страны на международной арене. При этом учитываются исторические религиозные и духовно-культурные аспекты. В частности, современная российская дипломатия усваивает «имперские уроки» – принципы взаимоотношений с другими странами в дореволюционную эпоху. Так восстанавливается преемственность российской дипломатической школы. Кстати, по моему личному мнению нечто похожее можно наблюдать и в Китае. Образно говоря, китайский коммунистический «красный дракон» хочет породниться с «желтым императорским драконом». Меняются классовые формации, исторические подходы, политические лозунги, а великие народы – русский и китайский – вечны!

БР: Сегодня в России мы все чаще обращаемся к царской теме. Говорим о монархии, о политике наших государей. Однако нередко эти обращения и рассуждения носят какой-то музейный характер. Государственность дореволюционной России не часто связывается с современностью. На монархию и царей порой смотрят как на исторический факт, который вряд ли актуален в сегодняшнем государственном управлении.

А как Вы считаете, насколько актуально сегодня говорить о монархии в России?

Андрей Хвалин: На земле сильны не только демократические, но и монархические формы правления. В Европе по сей день сохраняются старейшие монархии, например, английская, датская… Посмотрите, эти страны сохраняют монархическую форму правления. В советской пропаганде бытовал такой эвфемизм – как будто монархии на западе выставочные, картонные, нарисованные. На самом деле, владетельные дома Европы являются мощнейшими участниками экономических, политических, культурных процессов своих стран. Даже шире – международных. Например, английская королева, сохраняет влияние по всему миру. И сохраняет особый статус Великобритании по отношению к европейскому сообществу. Английскую королеву как принимают в США? Американцы стоят и отдают ей честь под козырек.

БР: Тем не менее, наверное, понимание сакральности монаршей власти у них утрачено?

Андрей Хвалин: Нет-нет-нет. Все они прекрасно понимают, высшие слои и верха, прекрасно понимают сакральное значение монархии. И не только в Европе. Понимают и в Америке, и на Востоке.

В беседе с Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Японии Е.В. Афанасьевым российский дипломат интересно рассказывал, как сопровождал королеву Таиландскую. Это было в 2000-х гг. Говорил, что когда она увидела почитание Царственных мучеников в России, то сообщила, что очень удовлетворена этим, что теперь конфликт, охлаждение ее страны с Россией ушли в прошлое.

Вы поймите, что в монархиях за наследными правителями стоят века, державные традиции. Япония, не смотря на две конституции – на немецкий и американский лад, сохранила институт монархии. Японцы называют своего императора наряду с другими именами – «Небесный хозяин», что имеет религиозный смысл, подчеркивая сочетание божественной и человеческой природы в личности правителя. Император «страны восходящего солнца» имел статус всеяпонского первосвященника, который совершая религиозные ритуалы и праздники, сливался с божеством и управлял страной от его имени. Особый статус Помазанника Божьего, «внешнего епископа» Церкви имел и Христианский Император.

Даже Америка понимает сакральный характер монархической власти. Нынешняя идея американского превосходства, гегемонизма базируется на идее языческой Римской империи.

Когда мы в современной России научимся использовать опыт Российской империи, тогда многое встанет на свои места. Сейчас у нас почитание святых Царственных страстотерпцев, любовь к Белому Царю, надежда на возрождение царской власти, симфонии сохраняется в Русской Православной Церкви. Государству как правопреемнику Российской Империи еще предстоит отказаться от наследия террористов-ленинцев, покаяться в грехе Бого – и цареотступничества, как это сделала Церковь в 2000 году, прославив Царскую Семью. Почитание царской власти возвышает нас в очах Божиих и в глазах соседей.

БР: Да, к тому почитанию царской власти, которое было, когда Государь Наследник подходил к тихоокеанскому берегу России, нам еще нужно очень сильно стремиться. Ведь какой был тогда праздник – визит будущего Государя. По всем русским городам, в которые входил Николай Александрович, сооружались Триумфальные арки. У такой прекрасной арки ждали Цесаревича и во Владивостоке. А каким увидел Государь Наследник свой главный порт на Тихом океане, свои ворота в Азию?

Андрей Хвалин: Специально к интервью подготовил небольшой отрывок из дневников Цесаревича, где он описывает свои впечатления от приближения к Владивостоку.

Даты даны по старому стилю. «11 мая. Суббота. Когда я проснулся, то не без удовольствия заметил, что в море тумана нет, значит прейдем в назначенный срок. Совершенно российский климат. Пройдя мыс Басаргина, увидели начало салюта с батарей, расположенных по обеим сторонам пролива. Берега крутые, поросшие диким виноградом, на вид не особенно приветливы.

В десять с половиной вошли в Золотой Рог и бросили якорь во Владивостоке. Приятно, проплавав столько времени, и побывавши в разных странах, неожиданно очутиться на Родине, на берегу Тихого океана.

На пристани уже была устроена встреча, и стояли войска. Но я не мог съехать из-за чересчур большой повязки на голове. К завтраку приехали: барон Корф, военный губернатор Унтербергер, командир порта контр-адмирал Ермолаев и комендант крепости Аккерман.

Мне очень нравится вид на город с рейда. Во многом он мне напоминает Севастополь с его многочисленными бухтами. Много каменных домов, хорошо расположенных. Недурной сад командира над портом. Вообще видно, что хотя город и молодой, все же он чист и отлично содержан. Вечером я был страшно обрадован телеграммой от дорогого Папа. Я назначен шефом Первого Восточно-Сибирского стрелкового батальона. Странно, когда я был совсем маленьким, было моею мечтой иметь мундир одного из здешних стрелковых батальонов. В этом я даже завидовал дяде Алексею. И вот эта мечта сбылась.

Вечером Владивосток был прекрасно иллюминован».

БР: Как прекрасно эти слова передают тот державнический дух, дух хозяина земли Русской! И как хорошо видно, что Цесаревич, подходя к Владивостоку, чувствует себя на Родине. Он чувствует Владивосток Родиной!

И вот сейчас во Владивостоке мы отмечаем 125-летие со дня посещения города Цесаревичем. Для нас очень важен этот первый шаг Николая Александровича, нашего Государя Царя Мученика в город, называемый «Владеть Востоком». Тогда ведь произошло сакральное событие – освящение восточных пределов Российской Империи визитом Царского Сына. Сейчас мы словно вновь переживаем те события, мы ждем Цесаревича, который еще только подходит к тихоокеанским берегам России. Андрей Юрьевич, а вы чувствуете приближение Цесаревича?

Андрей Хвалин: Да, Вы поэтически выразились… Попросим святого Государя Николая, чтобы он молил Бога о земле Русской, о Русском мире, о людях. Русские люди живут по всей земле.

Небесная торжествующая Россия будет прикасаться к России борющейся, земной. Это как мост от прошлого — мост на остров Русский.

Это наше путешествие из императорской России в будущую Россию, Россию царскую.

***

Телефонное общение с писателем Андреем Юрьевичем Хвалиным в преддверии встречи Цесаревича во Владивостоке закончилось, когда в монастырях нашего Южно-Уссурийского края уже начинали читать Часы.

Огни кораблей как храмовые свечи в Уссурийском заливе. Чуть просветлели небо и океан перед встречей с лучами красного приморского солнца.

…Царь Александр III посылает на Восток своего сына, как солнце посылает свои теплые, живительные лучи холодному Тихому океану. И как солнце наполняет светом и теплом холодные просторы, так Царь со своим сыном передает великую державность окраинам России, вдохновляет восточные просторы Руси монаршей силой…

Это вдохновение чувствуется и сейчас. Здесь во Владивостоке оно ощущается особенно. Ведь именно в этом городе в 1922 году прошел Приамурский Земский Собор и была восстановлена монархия в России. И это решение Земского Собора никто не отменял.

Совсем скоро начнется Литургия на берегу Тихого океана. И эта Литургия прольется Божественной благодатью по всей Руси. Освятит Невечерним Светом Белокаменную и Успенский Собор Кремля, где венчается на Царство Русский Царь.

БЕРЕГ РОССИИ

Beregrus.ru

(77)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *