Необходимость Самодержавия для России. Природа и значение монархических начал. Часть 7

Почему Россия может существовать только под властью монархов? → 1  2  3  4  5

Монархические убеждения русского народа →

В день священного коронования →

О некоторых ложных взглядах на русский государственный строй →


(Продолжение)

В день Священного Коронования Их Императорских Величеств (14-го Мая 1896 г.).

Сегодня Всероссийский Император, могущественнейший из монархов всего мира, возложит на себя корону, будет мѵропомазан на царство, прочтет вслух православный Символ веры и, коленопреклоненный, произнесет трогательную молитву, прекрасно выражающую возвышенный и мистический характер нашего Самодержавия: „Господи, Боже отцев и Царю царствующих, сотворивый вся словом Твоим и премудростию Твоею устроивый человека, да управляет мир в преподобии и правде! Ты избрал Мя еси Царя и судию людем Твоим. Исповедую неизследимое Твое о Мне смотрение, и, благодаря, Величеству Твоему поклоняюся. Ты же, Владыко и Господи Мой, настави Мя в деле, на неже послал Мя еси, вразуми и управи Мя в великом служении сем. Да будет со мною приседящая престолу Твоему премудрость. Посли ю с небес святых Твоих, да разумню, что есть угодно предочима Твоима и что есть право в заповедех Твоих. Буди сердце Мое в руку Твою, еже вся устроити к пользе вручевных мне людей и к славе Твоей, яко да и в день суда Твоего непостыдно воздам Тебе слово”.

Кто из русских не откликнется всей душой на эту молитву своего Государя и не пожелает Ему долгих и долгих лет счастливого царствования во славу и на благо русского народа и русского государства?

Высокопреосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский, в одной из своих проповедей наглядно определяет значение Священного Коронования Русских Государей. „Восшествие нашего наследственного Царя на престол, говорит знаменитый церковный оратор нашего времени, есть событие, заранее признанное народом, не представляющееся нечаянным, не возбуждающее сомнений и недоумений, — как при перемене правительств у других народов, — есть такой же акт в нашей народной жизни, как в природе неотложное и всегда ожидаемое, урочное восхождение солнца, а Священное Коронование есть как бы обручение Царя Его царству для единодушного и нераздельного служения благу страны и государству”.

Как просты и вместе с тем как метки эти сравнения! „Священное Коронование есть как бы обручение Царя Его царству”… Вот почему на сегодняшнем торжестве в Успенском соборе будет присутствовать духовно вся Россия, ибо то, что совершится нынче в стенах этого храма, близко касается всей Русской Земли, неразрывно связанной с своим Государем.

Священное Коронование Императоров Всероссийских является не только русским торжеством, но и торжеством чистой монархии вообще, спасительное значение которой перестали понимать на Западе, — монархии, чуждой всяких сделок с парламентаризмом, аристократическими и демократическими началами, и сочетающей в себе неограниченную власть с покровительством разумной свободе, твердость и единство государственного правления с стремлением к общему благу. Иностранцы, съехавшиеся в Москву, увидят в ней то, чего они не увидят ни на Западе, ни вне европейских государств: Монарха-автократа, любимого „своим народом и руководящегося в своих действиях христианством времен апостолов и вселенских соборов.

Нам припоминаются слова Грановского: „Монархическое начало лежит в основании всех великих явлений русской истории; оно есть корень, из которого выросли наша государственная жизнь, наше политическое значение в Европе. Это начало должно быть достойным образом раскрыто и объяснено в наших учебных заведениях. Для достижения такой цели нет надобности прибегать к утайкам и лжи. Дело науки и преподавания показать, что Русское Самодержавие много отличается от тех форм, в которые монархическая идея облеклась в других странах. Непросветленные христианством,чуждые понятию о праве и законности, деспотии Востока и основанная на случайном успехе и материальной силе Римская империя являются равно искажением монархической формы. Даже в христианских государствах новой Европы форма эта не всегда сохранялась в должной чистоте. Латино-германские государства возникли большею частью вследствие завоевания, результатом которого было резкое отделение и потом борьба сословий, образовавшихся из покоривших и покоренных племен. Государи западной Европы не могли не принять участия в этих междоусобных спорах, чрез это деятельность их утратила тот высокий характер безпристрастия и безкорыстия, который, по мирному происхождению своему и ходу нашей истории, сохранило Русское самодержавие. Между тем, как развитие западных народов совершалось во многих отношениях не только независимо от монархического начала, но даже наперекор ему, у нас Самодержавие положило свою печать на все важные явления русской жизни: мы приняли христианство от Владимира, государственное единство — от Иоаннов, образование — от Петра, политическое значение в Европе — от его преемников” (Сочинения Грановского, II, „Записка и программа учебника всеобщей истории”).

Священное Коронование служит напоминанием обо всем этом и поэтому имеет не только важное религиозное значение, но является и крупным политическим событием, как символическое воплощение тех упований и надежд, которые возлагает Россия на своих Государей, и тех нравственных уз, которые соединяют Империю с ее Главою.

Разъяснение смысла и значения мѵропомазания, которое совершается при Священном Короновании над Русскими Государями, находится во втором томе (§ 210) „Православно-догматического, богословия” Макария, покойного митрополита Московского.

„Так как таинство мѵропомазания знаменует или запечатлевает нас „печатию дара Духа Святаго”, (Еф. 1, 13; 4, 30; 2 Кор. 1, 29), и так как извествуяй (утверждающий) и помазывающий нас Бог, и иже запечатлевает наси дает через, это таинство обручение Духа в сердца наша (2 Кор. 1, 22), верен пребывает: отрещися бо себе не может (2 Тим. 2, 13), то таинство мѵропомазания, подобно таинству крещения, всегда считалось и ныне считается неповторяемым („Православ. испов.”, ч. 1, отв. на вопр. 105). Разность только в том, что крещение, если оно совершено правильно, не повторяется ни для кого, хотя бы кто даже отрекся имени Христова и потом обратился вновь к православной церкви, а мѵропомазание для отрекшихся имени Христова повторяется в случае обращения их к православию („Правосл. испол”, ч. 1, отв. на вопр. 15).

„Что же касается до священнодействия, когда православная церковь помазует св. мѵром благочестивейших Государей при венчании их на царство, соответственно тому, как помазываемы были цари елеем святым в церкви ветхозаветной, по повелению самого Бога (Пс. 88, 21; 1 Цар. 10, 1; 15, 3; 12, 13), — отчего и назывались Христами Его или помазанниками (I, Царств. 12, 3, 5;24, 7 и др.), то это не есть повторение таинства мѵропомазания, через которое сообщаются всем верующим благодатные силы, необходимые собственно в жизни духовной, но есть только иная, высшая степень сообщения даров Св. Духа, потребных для особенного, чрезвычайно важного, указываемого самим Богом (Дан. 4. 22, 29), служения царственного.И прия Самуил рог со елеем, повествуется о мѵропомазании на царство царя Давида, и помаза его посреде братии его. И ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом(IЦарств. 16, 13). Известно, что не повторяется и таинство священства; однако, оно имеет свои степени, и рукоположение вновь и вновь совершает священнослужителей для высших служений; так и мѵропомазание Царей на царство есть только особая высшая степень таинства, низводящая сугубый Духна помазанников Божиих. Самые молитвы, читаемые при этом великом священнодействии, указывают на особенные дары, какие испрашивает Православная Церковь Богоизбранному Монарху. „О еже помазанием всесвятаго мѵра прияти Ему с небесе, — возглашает, между прочим, протодиакон, — к правлению и правосудию силу и премудрость, Господу помолимся”. И первосвятитель, совершающий таинство, взывает потом: „Господи,Боже наш, Царь царствующих и Господи господствующих, иже через Самуила пророка избравый раба Своего Давида и помазавый его в царя над людом Твоим Израилевым! Сам и ныне услыши моление нас недостойных, и вернаго раба Твоего, великаго Государя,.. помазати удостой елеем радования, одей Его силою с высоты, посади Его на престоле правды, огради Его всеоружием Святаго Твоего Духа, укрепи Его мышцу, покажи Его известнаго хранителя святыя Твоея кафолическия церкви догматов…»

← В начало           Продолжение →

(28)

"The Blessed Far East" Orthodox Fellowship

Перейти к верхней панели